Внимание! Какие-либо перепечатки возможны только после письменного согласования с автором. Не будем нарушать закон!      

 

            Алхимов А.М.

 

            ЗАПИСКИ ФОРТЕПИАННОГО

            МАСТЕРА.

 

            Дорогие друзья! С Вашего позволения, небольшая предыстория. С детства я тяготел к двум вещам - технике и музыке. Сколько себя помню, постоянно что-то ломал, чинил, пытался конструировать какие-то механизмы. Перед армией, дабы вкусить физического труда, полтора года работал слесарем-сборщиком на автозаводе. В армии (служил я в стройбате), помню, отремонтировал на спор электрическую печатную машинку. А потом оставшийся до "дембеля" год так и ремонтировал всяческую армейскую технику "малой механизации" - электроприборы, телефоны, магнитофоны и прочее. Начальство (дай Бог ему здоровья) даже выделило мне для этих целей маленькую комнатушку.

         После армии я несколько лет поработал электромехаником на вычислительном центре и слесарем на оборонно-космическом предприятии.

         С музыкой дела обстояли таким образом: в детстве с горем пополам закончил музыкальную школу по аккордеону. Потом освоил гитару, ударные и даже скрипку - уж очень хотелось девушкам нравиться. Играл в ансамбле, сочинял музыку, песни (впрочем, сочиняю и сейчас).

         Как-то, просматривая рекламное приложение известной газеты, наткнулся на очень небольшое объявление: фортепианная мастерская набирала учеников. "Это моё!"- сразу пронзила мысль. С тех пор и тружусь фортепианным реставратором- настройщиком.

         Читатель спросит: к чему тут эта автобиография? Просто меня нередко спрашивают - как становятся настройщиками. В общем, это один из вариантов. А так (примеры перед глазами) в фортепианные мастера переквалифицируются профессиональные пианисты и оперные певцы, сварщики и бухгалтеры. Главное, как в анекдоте, чтоб человек был хороший.

 

         Итак, у Вас дома стоит уважаемое пианино или рояль. А может, Вы только собираетесь его приобрести. Естественно, у Вас есть немало вопросов к фортепианному мастеру. О чем чаще всего спрашивают?

         1. Пианино или рояль. Что выбрать? Фортепианные фирмы, марки и модели инструментов. А может синтезатор?

         2. Как выбрать инструмент в магазине. О перевозке фортепиано.

         3. С какой периодичностью следует настраивать инструмент?

         4. Хороший настройщик. Как и где его найти?

         5. Какие меры предпринять, чтобы сохранить свое фортепиано на долгие годы в рабочем состоянии?

         Постараюсь в этой небольшой книжке дать ответы на эти и многие другие вопросы.

 

       ПИАНИНО ИЛИ РОЯЛЬ?  А МОЖЕТ БЫТЬ СИНТЕЗАТОР?

         Купить фортепиано сейчас - проще некуда. Вы, наверное, усмехнетесь - были бы деньги. Это так, но лишь отчасти. Инструмент в наше (так и хочется добавить - вечно непростое) время можно купить просто за символическую плату. Более того, в Интернете и газетах имеются объявления, предлагающие фортепиано в дар. О целесообразнисти принятия таких подарков давайте поговорим чуть позже.

         Вы решили учить ребенка музыке. А может, просто хотите иметь дома пристойный музыкальный инструмент, так сказать, для души. Так давайте подумаем, на чем остановить свой выбор.

         Реклама, не стесняясь в средствах, расхваливает электронные пианино и синтезаторы. Среди неоспоримых преимуществ указывается разнообразие тембров звучания, компактность, сравнительно невысокая цена, пожизненная стабильность строя. Да. Все это так. Но у каждой медали есть неизменно и оборотная сторона. В электронных инструментах последнего поколения действительно искусно сымитировано фортепианное звучание. Не все, наверное, знают, что, нажимая на клавиши "Ямахи" или "Касио", мы слышим настоящий  рояль. Основа звукообразования  современных синтезаторов (принципиального отличия у цифрового синтезатора и электронного пианино нет) - так называемое сэмплирование. Сэмпл - это крохотный фрагмент звукозаписи. Таким образом в электронную память инструмента кропотливо занесено звучание "живого" рояля во всем его клавиатурном и динамическом диапазоне. А, нажав на клавишу синтезатора, мы извлекаем из  огромной электронной  памяти нужный сэмпл и заставляем его прозвучать. В общем, все достаточно просто. Есть одно "но": конструкторам никак не удается сделать звучание электронного рояля цельным и слитным. Несмотря на наличие так называемой полновзвешенной клавиатуры, чувствительной к силе нажатия клавиш, педали "сустейн", множества звуковых эффектов, синтезатор не дает столь необходимого чувства слитности музыканта с инструментом. Какие-то очень важные внутренние струны в душе человека так и остаются незатронутыми.  Когда я сажусь за хороший рояль, сама собой сочиняется музыка. Трудно остановиться, импровизируя. И почему мне Бог не дал настырности, как у именитых композиторов?..

         В то же время, не стану отрицать, что электронные инструменты дают играющему на них массу ценных возможностей. Например, на синтезаторе несложно делать аранжировки и затем слышать свое произведение в исполнении виртуального ансамбля или даже оркестра. Причем оркестровое звучание весьма и весьма достоверно. И ещё один момент. Реклама лукавит насчёт того, что синтезаторы практически вечны. Ломаются, и не исключительно редко. И случается, что найти пустяковую деталь стоимостью в четверть цены синтезатора невозможно, поскольку инструмент уже снят с производства.

         Вывод приходится сделать таким: фортепиано и синтезатор - вещи никак не взаимозамещающие. Но мирное их сосуществование идет лишь на пользу. И люди, кажется, поняли это.

 

         Пианино или рояль?

         Рояль, конечно, предпочтительнее. Но дороже. Дороже в разы. Цена нового рояля даже богатому человеку, как правило, кажется запредельной. Рояльная элита - "Стейнвей", "Бехштейн", "Блютнер", "Ферстер", "Безендорфер". Далее следует, что называется, "второй эшелон" - "Петроф", "Ямаха", "Кавай", "Вайнбах". Прошу прощения, если забыл упомянуть какую-то фирму. Их весьма и весьма много. Инструменты вышеуказанной первой группы очень хорошо звучат. Если «Стейнвей» отличается мощью звука и «металлом» в голосе, то «Бехштейн», напротив, звучит мягко и романтично. «Безендорфер» умело «вобрал» в себя и то и другое - динамика звука у него просто потрясающая! Рояли второй группы звучат не так ярко, но изготовлены добротно и качественно. К примеру, если Вам нужен инструмент для ежедневной многочасовой игры – лучше, скажем, «Ямахи» ничего не придумаешь – чрезвычайно выносливый рояль! У чешского рояля «Петроф» наиболее выгодное соотношение «цена - качество». Китайские рояли за последние пару лет заметно прибавили в качестве при относительно невысокой цене. Очевидные минусы таких инструментов - обилие синтетических материалов в конструкции и древесина непредсказуемого качества.

         Когда нет денег на покупку нового инструмента, можно всерьез задуматься о покупке старого, но отреставрированного "аппарата". Он дешевле нового раза в два. Тут, естественно, нужен глаз да глаз. Современные полиэфирные покрытия способны сделать конфетку из любого...фортепиано. Если же реставраторы были на высоте, то купленный Вами инструмент прослужит еще десятки лет.

         Если Вам не нужен рояль для серьезных занятий музыкой, то можно остановить свой выбор на роялях с т.н. простой механикой (профессионалы ее не жалуют, предпочитая рояли с механикой двухрепетиционной). Речь пойдет о старых роялях "Беккер", "Шредер", "Мюльбах", "Дидерихс" и им подобных. Это рояли примерно столетнего возраста, имеющие несколько "плосковатый" тембр звучания и не особо приятную под руками клавиатуру. Среди их неоспоримых достоинств - относительная дешевизна. Сейчас несколько активизировался круг покупателей аутентичных (оригинальных, не модернизированных, не переделанных) фортепиано. А это и есть «простые» и «венские» (с очень простой и своеобразной механикой) рояли. Сюда же можно отнести «верхнедемпферные» пианино.

         Основной и единственный минус рояля отражен в множестве анекдотов и комедийных сцен. Рояль тяжел и громоздок. Его мощное звучание способно превратить в ад жизнь соседей за стеной. В типовых квартирах это почти неразрешимая проблема.

         Как разумный компромисс в достоинствах и недостатках рояля и было придумано пианино.

         Первые пианино, а появились они в начале 19 века, были несовершенны. Все струны находились в одной плоскости, как у арфы. Звучание напоминало клавесин - басовая часть тембрвого спектра практически отсутствовала. Не была еще придумана полноценная демпферная система, которая гасит звук после отпускания клавиши. Сейчас еще можно встретить древние пианино с т.н. верхним демпфером. Их механика крайне капризна, а послезвучание, особенно при исполнении быстрых произведений, раздражает и музыканта и слушателя.

         Пианино нынешней конструкции производятся с начала 20 века. Несмотря на техническую эволюцию, те инструменты отличаются от нынешних, в основном, габаритами и длиной струн.

         Пианино какой фирмы предпочтительней? Вначале поговорим об отечественных инструментах. В советское время фортепианные фабрики функционировали практически во всех союзных республиках. Незабвенный "Красный октябрь" раньше был "Беккером". На первых порах даже не убирали "беккеровскую" рельефную надпись с чугунной рамы. Постепенно качественные дореволюционные комплектующие заменялись на "советские". Послевоенная слегка измененная модель "Красного Октября" - т.н. арт.102 клонировалась в "Лиры", "Зори", "Аккорды", "Тереки", "Ростов-Доны", "Беларуси" и прочие-прочие. Качество иногда было на высоте, а иногда... Дело даже не в месте производства (хотя и в нем тоже), а напрямую зависело от дня недели и числа, когда инструменту посчастливилось увидеть свет. Затем кому-то пришла в голову поразительно "умная" мысль - объединять мебельные и фортепианные производства. С фабрик уходили последние специалисты, знакомые с  пианино-рояльными тонкостями. Главенствовал Его Величество План. Никто уже особо не задумывался о подборе древесины, о режиме ее сушки. Детали механики изготовлялись подростками- "ПТУшниками". Нередко в цеха привозили отрабатывать "трудовую повинность" осужденных и клиентов ЛТП(военизированное учреждение советского времени для излечения алкоголиков). В пианино могли, например "забыть" стеклянную литровую банку, намертво приклеенную к деке. Кстати, звучание этого пианино было весьма своеобразным и напоминало банджо. Подобных примеров могу привести множество, но стоит ли? Встречал я примеры и положительного свойства. Как-то привезли в ремонтную мастерскую, где я работал, старенькое потертое пианино вышеупомянутого 102 артикула. Кажется, под названием "Заря". Пианино не держало строй и имело трещины в деке. Обычное дело. После необходимых ремонтных мероприятий инструмент зазвучал так шикарно, что его послушать собрался весь многочисленный персонал мастерской. Мастер играл более часа, а публика все не отпускала. Повторю, звучание было действительно шикарным.

 

         Отечественным пианино последних лет выпуска на фабриках давали громкие названия, а точнее фамилии - "Рубинштейн", "Рихтер", "Моцарт" и другие. Стали ли они от этого звучнее? А каково, интересно, тем, в честь кого?..

         Несколько лет назад посетил я выставку-ярмарку "фортепианостроителей". Среди нескольких десятков пианино-рояльных фирм гордо "выставлялись" и наши. Походил я от подиума к подиуму, посмотрел, поиграл, поговорил с представителями фабрик. Я им про посредственную акустику инструмента. Они мне, мол, зато предусмотрено несколько вариантов комплектаций и внешнего вида. Я им про тяжелую и неподатливую механику. Они в ответ про то, что в данном пианино применена целиком импортная механика и оттого инструмент настолько дороже. И уже, похоже, невдомек им, что звучания невозможно добиться сразу и наобум, лишь грубо собрав пианино по чертежу. И невдомек, похоже, им, что недостаточно достать готовую импортную механику из ящика и... Ну, в общем, сплошное невдомек! Жаль. А ведь то старенькое пианино в мастерской как звучало! Ныне производство фортепиано в нашей стране полностью прекращено. Дата изготовления последних инструментов - начало 2012 года.

 

         Из импортных пианино в продаже больше всего немецких и чешских. И те и другие по цене сравнимы с неплохими автомобилями. Китайские пианино заметно дешевле. Но до статуса сколько-нибудь серьёзного музыкального инструмента они явно не дотягивают. Естественно, фортепиано не может быть дешевым по той простой причине, что является сложным механическим и очень трудоемким изделием. Тем более, что доля ручного труда в нем огромна. Плюс посреднические звенья, таможня и т.д. Фактически, для большинства покупка нового импортного пианино - мечта совершенно несбыточная. Но даже заплатив несколько тысяч "у.е.", Вы получите лишь прилично сделанную вещь с приличным (и не более того) звуком. Старые фортепиано в плане звучания гораздо "душевнее".

         Если предстоит выбирать между чешскими, немецкими и японскими пианино, и Вас интересует мое мнение, то скажу следующее. По звуковым качествам эти инструменты примерно равны. По качеству и ресурсу механики - тоже. Чешские пианино получше в смысле запаса прочности. Дерево потолще, чугунная рама помассивнее. Немецкие, более нежные инструменты часто серьезно страдают при перевозке. Достаточно даже несильного удара в один из нижних углов при выгрузке из машины, как трескается деревянная силовая конструкция - футор. Мне приходилось ремонтировать немало инструментов, поврежденных подобным образом. Вышесказанное не означает, что немецкие пианино плохи. Просто им в большей степени нужны "тепличные" условия. Китайские пианино (как и рояли) меня отпугивают нестабильной (с супер-ускоренным режимом печной сушки) древесиной и обилием пластмассовых деталей. Если говорить о звучании, то оно находится на уровне далеко не лучших отечественных экземпляров.

 

                 НОВОЕ ИЛИ БЫВШЕЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ.

 

Всегда была, есть и будет обширная категория потребителей, не признающая самой возможности покупки подержанных вещей. Где-то и по-своему они правы. Если имеется возможность, то отчего бы не купить новую вещь? Но, покупая новое фортепиано, человек не застрахован от неприятных сюрпризов. Причём, эти сюрпризы, как правило, проявляются после окончания гарантийного срока. Дело тут вот в чём. На современных фортепианных фабриках всё реже и реже применяется многолетняя естественная сушка древесины. Такая древесина применяется ныне в основном для изготовления дорогих инструментов. В «бюджетных вариантах» широко применяются «синтетические» древесные материалы (ДСП и ДВП) в сочетании с искусственно высушенной древесиной хвойных пород. Ужасного ничего в этом нет: никто не ждёт от домашнего пианино акустических качеств концертного рояля (об отдельных исключениях написано выше). Дело в другом. Режим искусственной сушки в специальной  камере должен быть тщательно подобран для каждой конкретной партии пиломатериала. Иначе древесина может пострадать. Недосушенная древесина будет «досыхать» на дому у покупателя, трескаясь и деформируясь.  В искуственно пересушенном дереве разрушается структура волокон, материал становится излишне пористым. При склейке таких деталей клей почти целиком уходит в поры, делая соединение «миной замедленного действия», Ситуация усугубляется разным коэффициентом температурно- влажностного расширения древесины и «древесно- синтетических» материалов, не всегда идеальным качеством клея.  И тогда через пару- тройку лет после покупки у инструмента безо всяких видимых причин отклеиваются корпусные детали, дека, «рассыпается» механика. Примеров могу привести десятки, если не сотни. И  это не только изруганный  многими отечественный производитель. Тут попадаются и инструменты известных иностранных фирм.

В подержанных инструментах  материал давно «устоялся», произошли естественные деформации, расклеились плохо склеенные детали. И если такое фортепиано прошло через руки опытного мастера, то можно быть уверенным, что неприятных сюрпризов в дальнейшем не будет.  

 

         Давайте теперь поговорим о старинных пианино. Газеты бесплатных объявлений и Интернет-сайты предлагают множество "Беккеров", "Оффенбахеров", "Циммерманов", "Леппенбергов", "Трессельтов". Марок старинных пианино великое множество, всех не перечислишь. Многие мелкие фирмы начала 20 века, изготовив несколько тысяч пианино, перестали существовать. Конкуренция была жесточайшей. И среди неименитых экземпляров попадаются прекрасно звучащие. Другое дело- их состояние. Разброс цен огромен - от нуля до 10 тысяч долларов. Таков же разброс и в плане состояния - от полнейшего хлама до "лучше нового". Последнее я произношу вовсе без иронии. Дело в том, что грамотно отреставрированный инструмент, который до реставрации имел достаточно небольшой износ, на самом деле лучше нового. Прежде всего звучанием. С годами (с десятилетиями) из основной звучащей части фортепиано - резонансной деки испаряются смолы-пластификаторы. Дека делается хоть и более хрупкой, но звучит заметно лучше. Вся древесина фортепиано также достигает "нужной кондиции" (опять же, см. выше). Если при реставрации мастеру удалось сохранить костяную клавиатуру, то это также неоспоримый плюс. Под руками она гораздо приятнее пластмассовой. А сам факт обладания инструментом с "биографией"...

 

         Если Вы решились на покупку старинного пианино, необходимо учесть ряд очень важных моментов. Первое - "очный" осмотр и диагностика "кандидата" специалистом. Полагаясь на собственную интуицию и музыкальный слух, запросто можно серьезно ошибиться. Мало кто из продающих антикварные фортепиано сознается, что настройщик, побывавший у него незадолго до Вашего визита, вынес печальный вердикт - инструмент нуждается в капитальном ремонте. Цены на этот вид ремонта в мастерских начинаются с 70 тыс.руб. Вот так-то... Если же у предлагаемого инструмента треснута чугунная рама, то путь ему, скорее всего, один - на свалку.

         Иногда один и тот же инструмент продают "по цепочке". Купив "фортепианный утиль" по объявлению, человек после визита настройщика, спешно дает объявление о продаже. Например, один и тот же антикварный рояль, находящийся в просто плачевном состоянии, мне посчастливилось видеть по трем адресам с интервалом приблизительно в два месяца. Бывает.

         Что касается моего мнения, то многократно подумайте, прежде чем покупать пианино с верхним демпфером (см.выше)или совсем уж древние прямострунные экземпляры. Они очень несовершенны в плане механики и акустики. Хотя, повторюсь, тембр у них неповторимый.

         Специалиста, готового за умеренную плату осмотреть понравившийся Вам инструмент, Вы найдете в той же газете бесплатных объявлений или Интернете. Можно поспрашивать и у знакомых.  Во всяком случае, несколько сот рублей, на это потраченных, помогут Вам избежать куда более значительных расходов.

 

         Теперь о неисправностях и видах ремонта фортепиано.

         Любое фортепиано (это в равной степени относится к пианино и роялям), как сложное механическое изделие, с годами, помимо настройки, требует и определенного ремонта. Детали механики, изготовленные из березы и клена от естественного сезонного изменения температуры и влажности деформируются, иногда трескаются и расклеиваются. Это практически незаметно для глаза. Но, тем не менее, пережив одну-две зимы в пересушенном центральным отоплением помещении, пианино или рояль приобретает посторонние призвуки: стуки, скрипы, дребезжание. Грамотный настройщик всегда устранит эти мелкие неисправности при очередной настройке. И обязательно пропылесосит инструмент внутри. Залежи пыли - великолепный "рассадник" для моли.

         К сожалению, со временем любое пианино или рояль перестаёт держать строй. Это обусловлено самой конструкцией инструмента. Колки (или т.н. вирбели) фортепиано запрессованы в многослойную деревянную плиту - вирбельбанк. С годами дерево  перестает плотно охватывать  колок. Струна под своим натяжением начинает его проворачивать. Происходит расстройка инструмента, заметная на слух даже для человека, далекого от музыки: звук при нажатии одной клавиши двоится или даже троится (в фортепиано для усиления звучания молоточек бьет одновременно по трем струнам, настроенным в унисон). Одному инструменту, чтобы прийти к "недержанию строя" требуется 40 лет, другому - 10. Помимо качества примененной при изготовлении древесины, тут, опять же, в немалой степени повинно сезонное колебание влажности помещения. Мне попадались отечественные пианино 45- 50-летнего возраста, прекрасно держащие строй и не нуждающиеся в сколько-нибудь серьезных ремонтных мероприятиях. Оказывалось, что их хозяева каждую зиму ставили внутрь инструмента банку с водой.

         "Недержание строя" устраняется заменой колков. Если не повреждены (расклеены) слои древесины вирбельбанка, то колки заменяются на утолщенные. Например, колки диаметром 7,00 мм меняют на 7,25. Процедура проводится, как правило, прямо на дому и занимает примерно 3-4 рабочих дня. Работа, правда, достаточно шумная, т.к. новые колки запрессовываются с помощью обыкновенного увесистого молотка. Как говорится, игра стоит свеч. Ваше фортепиано вновь становится работоспособным на десятки лет! Оправдано ли это экономически? Если сравнивать с ценами на новые инструменты, то однозначно - да. Стоимость замены колков на отечественном инструменте - примерно 40 тыс.руб. С другой стороны, за данную денежную сумму можно без труда приобрести подержанное исправное отечественное пианино. Решать Вам.

         О механическом износе. Вопрос не очень актуален для тех, кто пользуется инструментом раз или два в неделю. А вот одной из моих клиенток - студентке музыкального училища, приходилось серьезно ремонтировать механику ее старенького пианино каждый год! Инструмент буквально горел у нее под руками. "Требовали пощады" осевые соединения почти всех молоточков (сами молоточки из овальных давно уже стали прямоугольными - войлок был сбит до дерева). Не выдерживая, лопались струны, была напрочь "оттоптана" педаль.

         Если говорить о "среднестатистическом" износе, то раз примерно в 5-6 лет фортепиано требует замены нескольких осей шарнирно-капсюльных деталей (меняются на утолщенные), замены нескольких суконных выклеек клавиатуры. Иногда приходится при настройке подбивать одиночные "слабо держащие" колки или их заменять. Примерно раз в 10-15 лет требуется шлифовка молотков. Необходимо вернуть молоточкам первоначальную овальную форму. От удара по струнам на них образуются своеобразные уплотненные "площадки" с глубокими следами от струн. Звук фортепиано постепенно становится кричаще-плоским. Молоточки переносят 2-3 шлифовки, после чего их заменяют комплектом.

 

         С какой периодичностью настраивать фортепиано.

         Пианино или рояль нужно периодически настраивать вне зависимости от того, используется ли инструмент интенсивно или просто пылится годами в углу. Дело в том, что от сезонных колебаний температуры и влажности помещения неизбежно происходит равномерное понижение строя. В год это примерно 4-5 герц. Поэтому просто необходимо периодически возвращать строй к камертонному уровню. Очень непросто настраивать фортепиано, если строй "ушел" вниз на полтона и более. Работа настройщика в этом случае даже не удваивается, а утраивается и учетверяется. Для того, чтобы после такого поднятия строя инструмент "пришел в равновесие", необходимо как минимум три последовательные настройки. Я уже не говорю о большей вероятности обрыва отдельных (чаще басовых) струн.

         Оптимальной, наверное, можно считать ежегодную настройку. Если инструмент используется профессионалом, так сказать, для профессиональных нужд, то понадобятся, по крайней мере, две настройки в году: осенью, через месяц после включения батарей отопления и весной, также примерно через месяц после окончания отопительного сезона.

 

О выборе настройщика и расценках.

Сперва о стоимости настройки. Разброс цен на этот вид услуг впечатляет: от «мне бы на бутылку» до 10-15 тыс.руб. Сразу оговорюсь, что настройка не включает в себя каких-либо серьезных ремонтных работ, которые оплачиваются отдельно. Так вот, если Вы задались целью сэкономить максимальное количество денег, то воспользуйтесь подборкой Интернет- и газетных объявлений. Торгуйтесь. Скорее всего, Вас посетит музыкальный студент на подработке или весьма непростой в моральном плане мастер. В первом случае на настройку уйдет часов 6-8. Колки инструмента неизбежно будут расшатаны и раскручены. Часть струн по неопытности порваны. Студент будет мучительно пытаться окупить приобретенный на последние деньги чудесный японский настроечный прибор- тюнер. Фортепиано, настроенное по такому прибору, звучит невыразительно и плоско. Прибор не учитывает акустику конкретного помещения, особенности раскачки струн настраиваемого инструмента. Приличный «слуховой» настройщик всегда знает, где и чего надо чуть-чуть прибавить или убавить. Это «чуть-чуть» не высчитаешь математически и не заложишь (во всяком случае - пока) в микросхему прибора.

За заранее оговоренную преступно низкую цену Вас может посетить также весомо деградировавший специалист. Из настроечных инструментов в его старом бесформенном портфеле окажется лишь погнутая отвертка с расколотой ручкой, да   треснутый, с отлетевшим куском, настроечный ключ. Будут слезливые беседы, воспоминания и обиды на жизнь. Где-нибудь ближе к полуночи Ваше пианино зазвучит очень и очень трогательно, «со слезой».  Следует отметить, что нынче такого настройщика становится найти все труднее и труднее. "Иных уж нет, а те далече…"

Слышали о настройщиках – имитаторах? Можно совершенно не владеть приёмами настройки, не иметь слуха и так далее, но на протяжении ряда лет и даже десятилетий морочить людям голову. Ведь подавляющему большинству владельцев пианино или роялей не совсем понятно, чем занят специалист в  фортепианных «недрах».  А «специалист-имитатор» час или полтора надувает щёки и крутит туда-сюда пару-тройку шурупов. Из уст усердствующего отчётливо доносятся «хитрозагнутые» фортепианные термины и тирады возмущения в адрес предыдущего настройщика данного инструмента. А ещё рассказывают, что под видом настройщиков некие неафишируемые организации присылали…  Не знаю. Во всяком случае, застарелых и всеми забытых «жучков» мне внутри инструментов находить не довелось.

Вполне возможен и такой вариант. Мастер по телефону объявляет Вам цену настройки, скажем, в 1500 рублей (по состоянию на начало 2016 г средняя цена настройки по Москве – 3500 рублей). По приезду настройщика оказывается, что нужно оплатить ещё диагностику инструмента – 600 руб., чистку – 300, подъем строя «в камертон» - 600, частичную регулировку механики – 800, пустяковую подклейку пары молоточков – 400, регулировку педалей – 300, подбивку 10 колков – 300. Теперь подсчитайте и прослезитесь…

Существует, правда, и другая крайность: поиск непременно элитного настройщика. В этом  случае к Вам явится весьма важная и самодовольная личность. Таинственный хромированный инструмент, разложенный им на стерильной простыне, должен, по идее, развеять всяческие сомнения в целесообразности траты весьма крупной суммы денег. В эту стоимость также войдет показ Вам объёмистого портфолио, где приглашенный запечатлен вась-вась с различными знаменитостями. Обязательно будут также продемонстрированы подборки пожелтевших газетных вырезок с упоминанием фамилии и удостоверения с печатями. Скучать, в общем, не будете. Будете ли довольны качеством настройки? Сомневаюсь. Зная несколько таких «суперспециалистов мирового уровня», грустно констатирую: как говорится, там весь пар уходит в гудок. Просто на определенном этапе эти люди поняли: убойная доза пиара может заменить профессиональное совершенствование.

Мораль и резюме этой главы – при выборе настройщика старайтесь придерживаться золотой середины.

 Далее следует достаточно ироничная глава, основанная на наблюдениях автора –

 

Чего любят, а чего не любят настройщики.

Не относитесь к пришедшему настройщику с подчеркнутой подозрительностью – единственная цель его визита – качественная настройка и (или) ремонт Вашего фортепиано (об отдельных редких исключениях давайте умолчим).  По возможности не вмешивайтесь в работу мастера поучениями и бескомпромиссными замечаниями. Не пытайтесь с помощью неусыпного бдения, поймать работника за руку в тот роковой момент, когда тот начнет подменять детали Вашего пианино на старые и дефектные. Такие безобразия в среде настройщиков не практикуются.

Очень неприятен любому мастеру грубый торг, который иной клиент начинает еще по телефону. Хочется сказать банальность, типа: настройщик – он тоже человек. Настройка – непростая квалифицированная работа. Очень велика нагрузка на глаза и уши мастера. Настроив за день пару инструментов, порою ощущаешь себя полностью выжатым лимоном (или тряпкой – как хотите). Именно по этой причине подавляющее большинство фортепианных мастеров к старости почти перестают слышать басовую часть музыкального спектра и носят толстые очки. Почти сто процентов настройщиков сутулы и страдают спинальными недугами – сумка с комплектом настроечного инструмента весит свыше десяти килограммов, а основная поза мастера при настройке напоминает вопросительный знак. Не буду далее давить на жалость, негаданно вспомнив финальные сцены из кинофильма «Как закалялась сталь»…

Давно минули времена, когда настройщика по окончании (а порой и до окончания) работ усаживали за стол с разнообразной едой и алкогольными напитками. Но как порой бывает кстати предложенный немудреный бутерброд и чашка чая!

Вспомнился давний случай, произошедший с моим коллегой. Хлебосольная, как ему показалось, хозяйка настраиваемого пианино предложила прервать работу и отобедать. Ничего не подозревающий мастер отведал обед из первого, второго и третьего… При окончательном расчете за работу  с несчастного была удержана стоимость съеденного по перворазрядным ресторанным расценкам.

Если в Вашем доме имеются животные, то придумайте что-нибудь, чтобы во время работы они не мешали мастеру. И не стоит, право, отрабатывать на настройщике приемы собачьей дрессировки: помню, одна хозяйка из соседней комнаты громким шепотом науськивала своего громадного пса: «Чужой! Чужой!». Пес влетал в комнату с совершенно злющими глазами и грозным лаем. К счастью, все обошлось. А хозяйка, для верности подождав еще с полминуты,  уводила пса, похвально похлопывая по холке. И так продолжалось неоднократно! Какая прелесть!

А как забыть наглого кота, «пометившего» сумку с настроечными инструментами?!

Еще было дело… Настраивал я пианино у одной достаточно молодой дамы. Время от времени обменивались фразами о пользе фортепианной настройки и погоде. Примерно через сорок минут на пороге возник выпивший, громоздкий, коротко стриженый гражданин. Грозно сопя, он проследовал мимо меня, схватил за шиворот даму и буквально волоком поволок её в кухню. Из за закрытой двери неслись упреки, угрозы и подозрения: «Чегой это оделась так?! А чегой ему улыбалась так?! Только не надо мне тут!!» и тому подобное.  Ещё минут через сорок гражданин, правда, подобрел и весь вечер забавлялся с только что купленной диковиной того времени – пейджером. Звонил оператору, посылал самому себе сообщения и неподражаемо смеялся, получая их.

Сколько людей – столько характеров. Но опустим, как говорится, частности.

А воспоминаний приятного свойства у меня на порядок больше, чем только что изложенных. Встретимся – расскажу.

 

         О ТИПАХ ВНЕШНЕГО ПОКРЫТИЯ ФОРТЕПИАНО И СПОСОБАХ ЕГО РЕМОНТА.

         Примерно до середины шестидесятых годов 20 столетия для фортепиано применяли, в основном, шеллачное натуральное покрытие. Спиртовым шеллачным лаком тогда покрывалось и подавляющее большинство предметов мебели. Очень изредка попадаются экземпляры, покрытые изначально масляным лаком или вощенные. Несмотря на скепсис современных отделочников-мебельщиков, лично мне шеллачные покрытия нравятся. Они очень красиво выделяют естественную текстуру дерева, если речь идет о прозрачной полировке. Да и черные инструменты, отполированные профессионалами, дадут фору «прогрессивным технологиям». Процесс шеллачной полировки весьма трудоемок. Это втирание тампоном в поверхность множества слоев политуры с промежуточной шпатлевкой и шлифовкой. Один из основных плюсов – дерево не сковывается покрытием и не ухудшается его резонанс. Теперь о минусах. Шеллачное покрытие, хоть и обладает достаточной твердостью, но боится воды и прикосновения горячих предметов. Конечно, если воду сразу же вытереть насухо мягкой тканью, то ничего не будет. Стоит же воде задержаться на поверхности минут пять – и белёсое матовое пятно обеспечено. Покрытие также не любит прямые солнечные лучи. Выцветает и делается мелко-рябым. Инструмент лучше не размещать в зоне попадания солнечных лучей, желателен также чехол из мягкой ткани. С другой стороны, поврежденное шеллачное покрытие легко восстанавливается специалистом прямо на дому. Ни грязи, ни вони при этом не будет. Ещё одна особенность натуральных покрытий: глянец поверхности повторяет еле заметные «волны» древесины. Плохого в этом ничего нет. Наоборот, опять же, присутствует «шарм» старинной вещи. Наверное, всё же следует помнить, что фортепиано-  это прежде всего музыкальный инструмент, а не предмет мебели. Ведь никому же не придёт в голову ругать скрипичного мастера за то, что он не доводит блеск старинной скрипки до состояния блеска китайской пластмассовой шкатулки. Случается, что иные мастера в угоду клиенту и в стремлении идеально «выгладить» поверхность перед нанесением покрытия прошлифовывают шпон деталей до дыр или кладут на поверхность килограммы шпатлёвки. Помните, что натуральное дерево – «вечно живой» материал и через год на повреждённую таким образом деталь без слёз не взглянешь.

 

Примерно с середины пятидесятых годов для фортепиано начало применяться полиэфирное покрытие. Фактически это стеклопластик, химически размягченный, нанесенный методом распыления на поверхность. Затем деталь шлифуется различными абразивными материалами и полируется с помощью войлочного или фланелевого круга. Процесс довольно прост и предельно механизирован. Нанести полиэфирное покрытие на фортепиано можно только в условиях фабрики или специально оборудованной мастерской. Покрытие может быть доведено до абсолютно зеркального блеска и ровности. Основные плюсы – большая твердость и нейтральность к воде и большинству химических растворителей. Хотя на солнце и в холоде такой инструмент тоже лучше не держать: поверхность в первом случае меняет цвет, а во втором покрывается параллельными длинными трещинами. Минусы тоже есть. Текстура дерева под полиэфиром не так красива, как под шеллаком. Впечатление, что поверхность как бы накрыта тонким стеклом. Еще больший минус – ухудшение акустических свойств инструмента. Полиэфирные лаки, полностью закрывая поры в дереве, как бы помещают фортепиано в некий панцирь. Впрочем, разница звучания заметна, в основном, специалистам. А для дома такие покрытия очень практичны и внешне эффектны. Стоимость шеллачных и полиэфирных покрытий сейчас примерно равна. Восстановить полностью внешний вид пианино стоит сейчас 100-120 тыс.руб., рояля – 230-150.

 

                          О ПЕРЕВОЗКЕ ПИАНИНО И РОЯЛЕЙ.

У Вас тяжеленное и огромное антикварное пианино? Вам нужно перевезти его за тридевять земель? У Вас отсутствует грузовой лифт. Вы живёте на тринадцатом этаже, а лестница напоминает по своим габаритам пожарную? Уверяю, что для профессионального грузчика-перевозчика это не проблема. Важно найти именно такого специалиста. Категорически не советую нанимать для перевозки и переноски фортепиано случайных людей. Видели бы Вы новенькое пианино, которое тащил по лестнице взвод солдат! Я, вот, видел… В общем, деньги, сэкономленные при перевозке, будут немедленно Вами потрачены на столярные и реставрационные работы. Да ещё и приплатить сверх того изрядно придётся. Теперь уже традиционно расскажу о другой крайности. Однажды мне понадобилось перевезти отреставрированное немецкое резное пианино. Перевезти не в другую галактику и даже не в другой город, а буквально на соседнюю улицу. Бригада моих старых знакомых и проверенных грузчиков, как назло, была занята по горло. Нашёл в прессе заветное: «перевозка ф-но». Звоню, обрисовываю ситуацию. На том конце провода отчётливо слышно, как бешенно щёлкает калькулятор. Оказывается, что придётся заплатить (внимание!) за подачу машины (как за свадебный лимузин), повременную оплату грузчиков (вот кто умеет ценить время!), пронос инструмента по лестнице (а мне-то, дураку, казалось что там шагов…восемь-девять…), поэтажно (невольно вспомнил что-то киношное героическое про альпинистов..), километраж (как в такси ночью до аэропорта). А ведь на другом конце перевозки тоже и поэтажно, и пронос… Самое любопытное, что мне было сказано, мол, фирма отвечает за качество перевозки только в том случае, если инструмент упакован в специальный ящик. Стоимость этого ящика, как сейчас помню, составляла 350 долларов. В итоге, через несколько дней, наконец-то освободившиеся мои старые знакомые грузчики перевезли инструмент ровно в 6 (прописью-шесть) раз дешевле, с отменным качеством и безо всякого ящика.

 Опыт показывает, что хороших специалистов-перевозчиков по приемлемым ценам можно найти в мастерских, специализирующихся на ремонте и реставрации фортепиано.

 

НЕ БЕЗ ИРОНИИ: ОБРАЗ ФОРТЕПИАННОГО МАСТЕРА-НАСТРОЙЩИКА В КИНЕМАТОГРАФЕ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Есть профессии, как говорится, простые и всем понятные. Соответственно, сформированы и «профессиональные» штампы-типажи в фильмах и литературе. Научный работник непременно рассеян, кристально непьющ,  комичен и болезненно близорук. Продавщица обделена личной жизнью и хамлива.  Рабочий с завода коренаст, курнос, незлобен, любит домино, смешлив, но понимает лишь рабочий юмор. Шпион-разведчик обладает орлиным профилем, нордичен, патологически равнодушен к чужим судьбам, калечит правых и виновных на раз, любит надеть даже в полночь тёмные очки. Ну и так далее. Настройка фортепиано, по мнению киношников и литераторов, дело малопонятное и где-то даже таинственное. А потому, по результату их наблюдений, сформировалось два расхожих типажа настройщика. Либо это седовласый старец, несколько чудаковатый, нервозный и сентиментальный, либо шустрый проходимец с криминальным подтекстом. В обоих случаях мастер не обделён интеллектом, чересчур интеллигентен, немеркантилен (по крайней мере, с виду). Как существуют песни о шоферах, шахтёрах, строителях, так имеется и песня о настройщике. Прозвучала она в одном очень немудрёном фильме. Ни за что не забуду строчек:

Проснётся мастер на заре,

Настроит ноты «до» и «ре»…

 

И сразу представляется, что настройщик так и ночевал в обнимку с пианино или роялем (после расслабления накануне). Судя по тому, что в день он настраивает по две- три ноты (см. выше), а всего нот с полутонами двенадцать, будет настраивать он многострадальное фортепиано около недели.

А взять незабываемых чеховских персонажей! Если автору требовалось ввести в повествование таинственно-малопонятный персонаж, то этот самый персонаж являлся либо телеграфистом, либо настройщиком фортепиано.

И уж вовсе кладёт меня на обе лопатки хитроумный злодей-настройщик из детектива братьев Вайнеров «Визит к минотавру»: это ж надо так погореть: настройщик забывает в такси огромный камертон (что-то из атрибутики школьных кабинетов физики). Подразумевается, что носил он этот камертон по улице, подобно хрустальной вазе, бережно, двумя руками, отдельно от прочих настроечных инструментов. И уж конечно запомнилась фраза злодея- настройщика: «Специалистов моего уровня в стране – четыре…»

Так и хочется сказать литераторам и кинематографистам: уходите от стереотипов!!!

Я знал фортепианных мастеров с четыремя классами образования, одноногих, сектантов, отвязных драчунов, дипломированных поэтов, оперных певцов и даже негров! Так что уходите от стереотипов!

 

              О «ЦЕНЕ ВОПРОСА». ИЛИ: НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО ХЛОПОТ И ТРАТ ДОСТАВЛЯЕТ ФОРТЕПИАНО СВОЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ?

Меня нередко спрашивают – не слишком ли это хлопотное и дорогое дело – держать дома «настоящее» фортепиано. Не проще ли и дешевле заменить его на электронный синтезатор и забыть о настройках, надлежащей влажности помещения и тому подобное.  В начале этой книги я уже, помнится, поднимал этот вопрос, но не коснулся «финансового аспекта». Дороговизна новых, отреставрированных, да и просто исправных пианино и роялей – дело вполне естественное. По трудозатратам на производство пианино и хороший автомобиль примерно равны. Огромное количество деталей, сборочных и заготовительных операций. Дорогой материал. В производстве фортепиано почти отсутствуют роботизированные процессы (они широко применяются только на японских фортепианных фабриках), очень велика доля ручного труда. Синтезатор обходится производителю в десятки раз дешевле. Это всего лишь пластмассовый корпус, изготовленная роботами клавиатура и электронная схема. Но…

Только «живой» музыкальный инструмент может дать ту гамму тончайших оттенков, нюансов и душевность звука, которые отзываются в человеческой душе живыми и неподдельными эмоциями и чувствами. А чтобы предыдущая фраза не звучала высокопарно, скажу несколько иначе и более приземлённо. Отчего это человеку, приученному к консервам, очень красивым, в яркой упаковке, со всяческими там усилителями вкуса, стабилизаторами, эмульгаторами, подсластителями всё больше хочется отведать немудрёной деревенской картошки с зелёным лучком и постным маслом… То-то же. Как-то разговаривал с композитором,  поменявшим свой старенький рояль, за которым было сочинено множество прекрасных вещей, на современную электронную «музыкальную станцию». «Не пишется, что-то… Как выключили»,- грустно поведал он.

Теперь о «цене вопроса».  Трудно, опять- таки, удержаться от аналогии с автомобилем. Покупая приличную машину, человек заранее мирится с тем, что придётся периодически посещать станцию технического обслуживания для выполнения плановых регламентных и ремонтных работ. И стоит это нынче ох как недёшево. И в то же самое время, зачастую, купив пианино по цене этой самой машины, владелец эксплуатирует его «на полный отказ» или ищет недорогого специалиста, с оговоркой заранее: « Да мне только чуть-чуть его подстроить». А между тем стоимость годового квалифицированного обслуживания фортепиано не превышает денежных затрат на одно посещение продовольственного магазина.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ. Алхимов А.М., 2014г., г.Москва.  Если у Вас возникнут какие-то вопросы по прочитанному – не стесняйтесь, пишите по адресу alkhimus@rambler.ru

  

      

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

Яндекс.Словари

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

Яндекс.Словари

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Спрятать

 

 

Программы Яндекса для компьютера. Скачать

 

 

 

 

 

 

Яндекс

Реклама на Яндексе

Помощь

Показать

Закрыть

 

 

Программы Яндекса для компьютера. Скачать

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz